Модератором сессии выступил Игорь Немов, секретарь экспертного совета Министерства спорта и исполнительный директор межведомственного проектного офиса «Центр управления спортивными проектами». В своем приветственном слове он напомнил, что отрасль физической культуры и спорта занимает второе место по количеству проектов ГЧП среди всех отраслей социальной сферы. Также Немов указал на важность задачи развития малого и среднего предпринимательства в спорте, которая входит в перечень задач федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» в рамках национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Напомним, что в июле 2018 года Минспорта подписало соглашение о взаимодействии с Корпорацией МСП

Право начать дискуссию принадлежало заместителю директора Департамента инвестиционного развития и управления государственным имуществом Министерства спорта Сергею Смирницкому. Его выступление началось с церемонии вручения благодарственного письма исполнительному директору Национального центра ГЧП Максиму Ткаченко за непосредственный вклад экспертной организации в развитие механизма государственно-частного партнерства в спортивной индустрии. Далее представитель Минспорта перешел к описанию текущего положения дел в подведомственной сфере в части спортивной инфраструктуры.

Одним из главных факторов востребованности механизма ГЧП в спортивной отрасли, по его словам, является снижение государственных расходов на строительство спортивных объектов по окончании крупных международных соревнований. Несмотря на то, что запланированные в бюджете инвестиции в строительство объектов массового спорта имеют положительную динамику роста, обеспечить социальное насыщение подобными объектами будет возможно только на горизонте 25–30 лет. В то же время с увеличением количества объектов возрастают потребности в расходах на их содержание. Если учесть, что на данный момент около 90% объектов содержатся за счет государства, преимущественно муниципалитетов, возникает необходимость существенно сократить эту статью затрат.

Выходом из ситуации является активное использование механизма ГЧП в инфраструктурных проектах, к чему стремится Министерство спорта. Так, Минспорта первым из ведомств социальной сферы внедрило инструмент софинансирования проектов, а также утвердило правила предоставления субсидий на создание инфраструктуры в рамках федерального проекта. Не обходится и без сложностей: переход органов государственной власти на систему электронного бюджета существенно затруднил предоставление субсидий в рамках проектов ГЧП, а перемещение точки принятия решений о реализации подобных проектов на региональный уровень снизил их количество. Это связано, в первую очередь, с критическим отношением проверяющих органов к проектам государственно-частного партнерства, в результате чего контроль действий региональных властей значительно увеличивается. На данный момент Министерство спорта прорабатывает возможность перехода к централизованному принятию решений о реализации проектов ГЧП на федеральном уровне.

В завершение выступления Смирницкий отметил наиболее привлекательные, по его мнению, направления деятельности для малого и среднего бизнеса в сфере физической культуры и спорта. К ним относятся управление небольшими спортивными объектами и подготовка спортивного резерва, причем государство в подобных случаях может обойтись без необходимости предоставления субсидий, а выстроить поддержку частного партнера через размещение государственного и муниципального заказа. Кроме того, актуальной является и тема управленческого замещения в муниципальных спортивных учреждений и объектах. 

Продолжил сессию начальник управления проектного менеджмента в государственном секторе Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Антов Винокуров. Он также отметил необходимость развивать малое и среднее предпринимательство в спорте, в том числе и в рамках проектов ГЧП, и напомнил о таком инструменте поддержки как межведомственный проектный офис, в который входят представители Минэкономразвития, Минспорта и Аналитического центра. Экспертный орган, о создании которого было объявлено в феврале этого года, уже проводит стратегические сессии для обсуждения перспективных проектов и возможных механизмах их реализации. 

Выступление Дмитрия Ялова, заместителя Председателя Правительства Ленинградской области, было посвящено подходу региона к развитию спортивной инфраструктуры и поддержке предпринимательства. В этом году Ленобласть уже подписала два концессионных соглашения на строительство бассейнов, причем модель их реализации предполагает софинансирование большей части капитальных затрат, в то время как расходы на эксплуатацию в обоих случаях остаются обязанностью частных партнеров. Главной целью является создание комфортных спортивных объектов, которые будут привлекательны как для бизнеса, так и для населения. В связи с этим в ближайшие годы предполагается реконструкция в рамках проектов ГЧП ряда физкультурно-спортивных комплексов, которые были построены ранее в регионе через государственный заказ и с точки зрения архитектурно-планировочных решений зачастую не отвечают требованиям нынешних посетителей.

В качестве инструментов поддержки Правительством Ленинградской области созданы оператор спортивных соревнований и оператор инфраструктуры для спортивных соревнований, который предоставляет частным организаторам необходимое оборудование по льготной стоимости. Также регион реализует программу обучения бывших спортсменов предпринимательству, под руководством которых загрузка персональных спортивных секций может быть на уровне загрузки ФОК. В заключение чиновник призвал коллег из других регионов рассматривать возможности реализации инфраструктурных проектов в первую очередь через механизм ГЧП и обмениваться имеющимся опытом, а также выразил надежду, что исполнение федерального проекта по развитию МСП приведет к смене подхода руководителей органов государственной власти на более бизнес-ориентированный. 

Далее своим взглядом поделились представители бизнеса. Ольга Киселева, основатель сети фитнес-клубов WorldGymи президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии, отметила, что в России на платной основе фитнесом занимается лишь 3% населения, что связанно с недостатком удобной и комфортной инфраструктуры. По ее словам, механизм ГЧП представляет собой отличную возможность для быстрого роста данного сегмента, который для многих является своеобразной «точкой входа» в здоровый образ жизни и регулярные занятия спортом. Также Киселева рассказала о роли руководимой ей ассоциации в развитии индустрии фитнеса и отметила прогресс во взаимодействии с чиновниками из профильных ведомств. 

Президент Клуба болельщиков сборной России Эдуард Латыпов, в свою очередь, рассказал о ходе реализации обществом проекта по строительству спортивно-досуговых центров RUArena. Первый объект был построен в Санкт-Петербурге и получил название MetropolisArena, на его базе проведено уже свыше 300 мероприятий. Согласно расчетам, окупаемость одного центра составляет 4 года при необходимых инвестициях в размере 45–50 миллионов рублей. В будущем планируется строительство как минимум еще десяти объектов, которые будут находиться под единым управлением, а также создание на базе общества бизнес-клуба, центра для работы со спортивными проектами и образовательного центра. 

Следующим спикером стал директор по развитию Федерации гребного спорта Андрей Мясоедов. Данный вид спорта, по его словам, популярен в 23 регионах России, при этом всего в стране насчитывается 77 профильных государственных учреждений, а число частных не превышает пяти. Основной целью федерации на ближайший период является развитие массового спорта через развитие сети частных клубов, однако в рамках текущего законодательства ее полноценное участие в проектах ГЧП является невозможным в связи со статусом общественной организации. В то же время, отметил Андрей, федерация готова предоставлять помощь бизнесу в разработке проектов, в том числе их архитектурно-планировочной части.

Затем слово было предоставлено Альбине Хасановой, заместителю генерального директора АО «Проекты Татарстана», агентства инвестиционного развития региона. Она призвала частных инвесторов обратить свое внимание на развитие спорта за пределами центральных городов регионов. Подобная проблема актуальна и для Татарстана, столица которого, Казань, является,  по мнению многих, третьей спортивной столицей России, а малые и средние города, например, Набережные Челны, Нижнекамск и Альметьевск, испытывают недостаток спортивной инфраструктуры. В своей работе агентство часто сталкивается с бизнес-проектами, которым требуются инвестиции в размере 20–30 миллионов рублей, однако они не могут получить финансирование даже с государственной поддержкой. Причиной этому являются низкий интерес со стороны инвесторов и завышенные требования банков к объему необходимых инвестиций. 

Константин Макаревич, старший юрист международной юридической фирмы Squire Patton Boggs, в своем выступлении отметил текущие успехи Министерства спорта в развитии механизма ГЧП. Так, в министерстве за последние два года была сформирована хорошая экспертная команда, которая активно работает с регионами, растет количество проектов, а один из них даже стал первым проектом в России, реализованным через федеральный закон о ГЧП. Институциональная среда, по словам Макаревича, также является благоприятной: системные инвесторы вроде Сбербанка сами заинтересованы в поиске проектов, а также готовы разрабатывать коробочные решения для спортивной индустрии. 

С другой стороны, спикер выделил и существующие барьеры. Во-первых, отношение региональных чиновников к проектам ГЧП в спорте, по его мнению,  все еще отличается от других сфер. Так, уже был осуществлен переход от модели полной передачи всех обязанностей частному партнеру к частичному софинансированию проектов, однако для успешной реализации проектов требуется еще и разделение рисков. Другой немаловажной задачей является распространение теоретических и практических знаний. Как заметил Макаревич, в 80% случаев при обсуждении проектов ГЧП обсуждаются проекты, выходящие за рамки законодательного определения данного механизма. Одним из способов повышения компетенций в данном случае может выступать  более активное взаимодействие между регионами и экспертными организациями. В качестве практического примера сложностей при реализации проектов была приведена ситуация, когда в связи с требованием надзорной службы потребовалось внести изменения в архитектурно-планировочную документацию объекта, что осуществляется через подписание дополнительного соглашения к основному договору. Данное действие также требует согласования со стороны Федеральной антимонопольной службы и значительных временных затрат на реализацию, в связи с чем инвестор принял решение расторгнуть текущее соглашение и заключить новое через механизм частной инициативы. 

Завершало сессию выступление руководителя направления «Новые компетенции» Межведомственного проектного офиса Анастасии Преображенской. Она отметила необходимость развития у предпринимателей отраслевых компетенций и навыков взаимодействия с государством. Также было озвучено предложение о реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которые сейчас осуществляются в рамках учебных заведений, на базе регионов или Аналитического центра. 

На правах главного куратора проектов ГЧП в спортивной индустрии Сергей Смирницкий подвел итоги прошедшей сессии и поделился своим взглядом на текущие вызовы. По его словам, одним из ключевых направлений развития на данный момент является выстраивание эффективного взаимодействия с регионами и другими ведомствами, что обусловлено возникающими сложностями. Например, реализация инициативы по развитию массового спорта на школьных спортивных объектах сейчас затруднена в связи с особенностями регулирования деятельности данных учреждений. Взаимодействие Минспорта с профильными региональными органами власти по вопросам ГЧП в некоторых случаях является невозможным по причине отсутствия у последних необходимых полномочий для инициации и реализации проектов государственно-частного партнерства. А Минэкономразвития пока не готово вести диалог о корректировке законодательства, несмотря на разработанные Минспортом за последние три года предложения. 

Также важным, по мнению Смирницкого, является взаимодействие региональных и местных чиновников с обществом. В случаях, когда подобная коммуникация отсутствует, архитектурно-планировочные решения спортивных объектов зачастую не отвечают запросам потенциальных посетителей, что приводит к их низкой загрузке. Наконец, существует потребность сформировать отношение населения к занятиям физической культурой и спортом как к платной услуге, что позволит активнее вовлекать бизнес в развитие индустрии. 

По окончании сессии состоялась церемония подписаниядвух соглашений, направленных на развитие государственно-частного партнерства и малого и среднего предпринимательства. 

Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и межведомственный проектный офис «Центр управления спортивными проектами» подписали соглашение о реализации первого в России пилотного проекта «цифрового спорта» на принципах ГЧП, в рамках которого предусматривается создание современных мультиспортивных комплексов в шаговой доступности с цифровой инфраструктурой. Предполагается, что малый и средний бизнес будет участвовать в их создании и эксплуатации.

Национальный Центр ГЧП и межведомственный проектный офис «Центр управления спортивными проектами» подписали соглашение о сотрудничестве, согласно которому будут совместно создавать благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности в спортивной отрасли, реализовывать пилотные инвестпроекты с использованием механизмов ГЧП, осуществлять мониторинг и тиражирование лучших практик отрасли, а также совершенствовать методологическую и нормативно-правовую базу. 

Автор: Кирилл Тихонов