В начале сессии прозвучало приветственное обращение заместителя Министра спорта РФ Павла Новикова, который в силу рабочих обстоятельств не смог лично присутствовать на мероприятии. Затем слово взял заместитель директора Департамента инвестиционного развития Минспорта Сергей Смирницкий, непосредственно курирующий реализацию инвестиционных проектов в сфере спорта. Он начал с описания общей ситуации в отрасли, которая характеризуется высокой долей присутствия государства. Так, 90% спортивных объектов находятся в государственной или муниципальной собственности, а на их эксплуатацию выделяются бюджетные средства в виде субсидий или государственного заказа. Подобные расходы не позволяют полноценно финансировать другие направления развития спорта в стране, в связи с чем государство ищет инструменты увеличения частных инвестиций в отрасль. В качестве одной из мер по поддержке проектов ГЧП Министерство спорта первым из социального блока Правительства РФ запустило систему субсидирования подобных проектов. Объем финансовой поддержки на 2018 год составил 150 млн рублей, а ее получателями стали Воронежская и Новосибирская области, реализующие по два проекта. В 2019 и 2020 годах объем субсидий увеличится до 300 млн рублей ежегодно.

Елена Сандакова, Руководитель службы управления проектами развития спортивной индустрии ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» продолжила тему и рассказала о создании модели частных спортивных школ на основе стандартов спортивной подготовки. В ближайшее время на рассмотрение в  Государственную Думу будет внесен законопроект, позволяющий частным организациям выполнять государственный заказ по итогам проведения конкурса по принципу государственных закупок. Алтайский край уже имеет опыт сетевого управления спортивными школами, которое позволяет внедрять единые стандарты качества и оптимизировать финансирование каждой из школ исходя из существующих потребностей.

Следующий спикер, заместитель генерального директора «Дирекции программы развития физической культуры и спорта» Сергей Ващук, в своем выступлении более подробно рассказал о механизме предоставления субсидий на реализацию проектов ГЧП.

Так, до 1 мая 2018 года Министерство спорта принимает от регионов заявки на финансовую поддержку, в состав которых должны входить следующие документы: копия соглашения о ГЧП/концессионного соглашения или копия решения региональных властей о заключении подобного соглашения, финансовая модель проекта и основные технико-экономические показатели. При этом субсидии могут быть предоставлены только проектам с низкой инвестиционной привлекательностью, чья внутренняя норма доходности (IRR) не превышает 12%, а срок окупаемости составляет более 8 лет. Отдельно было отмечено, что Минспорта будет рассматривать только ту проектно-сметную документацию, которая прошла экспертизу в государственных организациях, а не у частных консультантов.

В ответ на вопрос из зала об обязательности использования типовой проектной документации из реестра Минстроя в проектах, претендующих на федеральную поддержку, представитель «Дирекции Программы» рассказал, что только 3 из 4 проектов, получивших субсидии на 2018 год, будут реализовываться на основе подобной документации и напомнил аудитории, что с 1 января 2018 года институт типовой проектной документации будет заменен перечнем экономически эффективных проектов.

Следующий блок выступлений был посвящен ежегодному конкурсу «Регионы – устойчивое развитие», который направлен на поддержку реализации инвестиционных проектов с государственным участием. Анна Беличенко, председатель оргкомитета конкурса, в начале своей речи отметила активность Министерства спорта в поддержке инфраструктурных проектов, но подчеркнула, что объем предоставляемых субсидий является недостаточным с учетом стоимости строительства спортивных объектов. В связи с этим большая часть финансовых обязательств ложится на частного инвестора, который, однако, далеко не всегда располагает требуемым объемом средств на своих расчетных счетах. При этом зачастую у инвесторов, реализующих проекты в социальной сфере, возникают проблемы с получением кредитов: так, банки не уверены в экономическом успехе подобных проектов и в получении ими государственной поддержки. В свою очередь, при распределении субсидий органы государственной власти не располагают информацией о возможности получения частным партнером кредитных средств.

Для решения подобных проблем «Сбербанк» в партнерстве с конкурсом «Регионы – устойчивое развитие» разработал специальный продукт, предполагающий кредитование сроком на 15 лет по ставке «ключевая ставка ЦБ + 1%» и с отсрочкой процентных платежей на 2 года. Схема же подачи заявки на получение кредита по данной программе оптимизирована для координации интересов и возможностей государства, частного партнера и самого банка.

На первом этапе банк получает от профильного регионального органа власти обобщенную заявку с перечнем проектов, приоритетных к реализации. Далее частный инвестор, претендующий на получение кредита для реализации инфраструктурного проекта, должен предоставить в банк следующий перечень документов: финансово-юридическую документацию организации, документы, подтверждающие наличие и объем собственных средств, документы на земельный участок, проектно-сметную документацию, финансовый и коммерческий планы.

Затем данный пакет документов отправляется на рассмотрение в кредитный комитет банка, ответственное региональное министерство и рабочую группу Минспорта РФ, после чего выносится решение о целесообразности реализации проекта на данных условиях и выдачи кредитных средств. В случае положительного заключения инвестор, региональный орган власти и банк подписывают трехстороннее соглашение по форме, установленной банком, далее – готовят проектную документацию и оформляют заявку на получение субсидий.

Дополнением к данной кредитной программе является специальное предложение по страхованию от страхового дома «ВСК», о котором рассказала       его представитель Людмила Пикула. Так, продукт, разработанный в рамках партнерства «ВСК» и «Сбербанка» и являющийся частью инвестиционного соглашения при получении кредита, включает в себя страхование от всех рисков сроком на 15 лет, в том числе рисков на этапах проектирования, строительно-монтажных работ и даже эксплуатации, например рисков перерывов в деятельности и рисков потери планируемой прибыли.

Наконец, Святослав Пулинец, руководитель партнерских программ конкурса «Регионы – устойчивое развитие», рассказал об имеющемся опыте и возникающих проблем. Так как сфера спорта является новым направлением деятельности, то большинство проектов находится на стадии разработки, в связи с чем спикер призвал инвесторов более ответственно подходить к этапу планирования и проектирования. В качестве примера он привел проект, в котором в одном из регионов, согласно коммерческому плану, предполагалась сдача льда в аренду по ставке 14000 руб. в час по 14 часов в день. После организации совещания с участием чиновников регионального министерства спорта и экспертов представителям конкурса удалось убедить инвестора в несоответствии подобных планов имеющимся рыночным условиям, однако само наличие таких недочетов в проектной документации серьезно влияет на количество успешно реализуемых проектов.

В следующей части выступлений был представлен опыт регионов в реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере спорта. Денис Парахин, начальник управления развития видов спорта и эксплуатации спортивных сооружений Удмуртской Республики, рассказал о трех реализуемых регионом проектах, общий объем частных инвестиций в которые составил более 750 млн. рублей. Все три проекта реализуются в форме соглашения о ГЧП, а их объектами являются физкультурно-оздоровительные комплексы. Вячеслав Цыбикжапов, заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия по социальному развитию, в свою очередь, определил ситуацию с социальными инфраструктурными объектами в регионе как сложную и требующую серьезных инвестиций. В качестве одного из инструментов по реализации политики привлечения частных инвестиций Правительством Республики был сформирован специальный проектный офис, базирующийся в Москве.

Исследовательским взглядом на инвестиционные проекты в сфере спорта поделились представители экспертно-консалтингового сообщества. Максим Ткаченко, исполнительный директор Национального центра ГЧП, привел статистику реализации проектов ГЧП в спортивной индустрии. Всего в России насчитывается 35 проектов ГЧП в сфере физической культуры и спорта в различных формах и стадиях реализации. Общий объем инвестиций в данные проекты составляет 123,2 млрд. рублей, из которых 85,8 млрд. рублей – частные средства, а средний срок их реализации равен 18 годам. Большая часть проектов (21) реализуется в форме концессионных соглашений, а их объектами являются физкультурно-оздоровительные комплексы (18). Еще одной особенностью ГЧП в спорте является преимущественное использование в качестве платежного механизма прямого сбора платы (28) вместо минимального гарантированного дохода (7) или платы за доступность (0). В ходе рассказа о существующих проблемах и точках роста при реализации проектов ГЧП в сфере спорта, представитель Центра ГЧП отдельно отметил эффективную работу Минспорта и его проактивную позицию в партнерских взаимоотношениях организаций.

Константин Макаревич, старший юрист Hogan Lovells в России, в своем выступлении сконцентрировался на проблемах, возникающих при реализации проектов в форме концессий согласно №115-ФЗ. Два главных барьера при реализации проектов ГЧП в социальной сфере, по его словам, заключаются в инвестиционной привлекательности подобных проектов и возможности привлечения кредитных средств. При этом основной проблемой являются не столько сами финансовые условия проектов, сколько управление рисками при их реализации. Это связано с отсутствием значительного опыта ГЧП в спорте, что ведет к отсутствию специалистов и недостаточной проработке проектов. При этом публичному партнеру в силу многих обстоятельств сложнее разработать качественную документацию, в связи с чем представитель юридической компании призвал инвесторов активнее использовать механизм частной инициативы. В качестве одного из ключевых источников сложностей при взаимодействии частных партнеров и кредитных организаций он отметил неготовность публичного партнера предоставлять банкам государственные гарантии по кредитам.

В завершение сессии аудитории был представлен опыт успешной эксплуатации спортивного кластера «Водник» в Архангельской области. Андрей Багрецов, руководитель регионального агентства по спорту, подробно рассказал об управлении спортивной инфраструктуры комплекса, которая включает в себя спортивный комплекс «Норд-Арена» с бассейном, стадион с универсальным использованием «лед/трава» и легкоатлетическим манежем, крытый хоккейный корт, лыжный стадион и лыжероллерную трассу, крытые теннисные корты и гостиничный комплекс.

По итогам заседания его участники продолжили свою работу в рамках выездного офиса рабочей группы на площадке Форума. Стоит отметить, что в ходе мероприятия делегаты активно задавали вопросы и вступали в дискуссию со спикерами, в результате чего был заключен ряд договоренностей о более подробном обсуждении конкретных вопросов в кулуарах и на специально организованных встречах рабочей группы в дальнейшем.

Обзор панельной сессии составил Кирилл Тихонов