– Залина, вы начали свою работу в министерстве развития инфраструктуры Калининградской области в 2012 году. Тогда же формировалась Заявочная книга ЧМ-2018. Технико-экономические показатели стадиона очень изменились с тех пор. Что осталось неизменным и почему?

– Неизменным осталось место расположения стадиона в городской среде. И именно в этом очень большая ценность его для города и уникальность в сравнении со многими другими стадионами принимающих городов. На этапе формирования Заявочной книги появилось решение, что стадион будет построен на острове Октябрьский. Это центральная часть города, и такое размещение подразумевало очень интересный проект с хорошим инвестиционным потенциалом. Освоение территорий, ранее непригодных для строительства, давало замечательную возможность улучшить и усовершенствовать инфраструктуру города. Таким образом, стадион становился частью центральной доминанты Калининграда.
Место строительства было закреплено в Программе подготовки чемпионата мира по футболу, утвержденной Правительством РФ уже в 2013 году. В соответствии с ней мы начали проектировать стадион. К концу 2014 года было принято решение о снижении вместимости стадиона с 45 тыс. зрительных мест до 35 тыс. В постановление Правительства РФ были внесены соответствующие поправки. С этого начались изменения, которые привели к новой разработке проекта.

– Почему проект был разработан заново?


– На этапе выхода проекта из экспертизы компания «Мостовик», как известно, стала банкротом, и возникли большие трудности по взаимодействию всех заинтересованных сторон и реализации проекта в дальнейшем. Также необходимо отметить, что изначальный проект стадиона был очень сложен. Он не только был больше по вместимости, но и предусматривал раздвижную крышу, площадки для ледовых, водных и игровых видов спорта, а также зал для единоборств.
Строительство сооружения такого объема на зыбких грунтах острова в перспективе привело бы к серьезному удорожанию строительства. Таким образом, появились совершенно определенные риски невыполнения планов, и было принято решение оптимизировать этот проект.
Просто оптимизировать его на основе первоначального варианта не представлялось возможным. В результате мы были вынуждены заново разработать
проект. Распоряжением правительства было принято решение о выборе нового проектировщика, которым стала компания «Крокус». Новый проектировщик решил, что разработать новый проект будет легче, чем переделывать и лицензировать старый. Проект был разработан и успешно
прошел экспертизу в 2015 году. Генеральным подрядчиком Crocus International были оперативно спланированы все этапы строительства, что позволило
обеспечить начало подготовительных работ уже в сентябре прошлого года.
Особо хочу отметить уникальное, очень прагматичное и конструктивное решение по технологии быстровозводимого стадиона из металлоконструкций, которое оказало существенное влияние на сроки строительства. Этот фактор придает нам уверенности в том, строительство будет завершено в намеченные сроки.

– Видимо, и будущие эксплуатационные расходы на содержание стадиона тоже оптимизировались в связи с новым проектом?

– Безусловно. Содержать его городу будет гораздо проще, чем сорокапятитысячник. Хочу отметить, что этот проект учитывает все необходимые требования по наследию, которые есть у Калининграда. То есть мы понимаем, что это будет клубный стадион, а также думаем о том, под какие проекты еще его можно будет задействовать и что еще там можно будет разместить. Согласно сегодняшним планам, в будущем стадион будет привязан
к футбольному клубу «Балтика», а также там будут детско-юношеские футбольные школы и центр подготовки и проведения спортивных мероприятий. И еще, что немаловажно – несмотря на то что центральное место и в проекте, и для развития центральной части города занимает строительство стадиона, нельзя забывать, что чемпионат мира сам по себе дает уникальную возможность для города-организатора построить всю необходимую инфраструктуру не за 10 лет, а за максимально короткий срок. Причем это очень большие, не побоюсь этого слова, колоссальные проекты!

– Транспортная инфраструктура входит в эти колоссальные проекты? Что является вторым основным объектом после стадиона?

– Конечно, аэропорт. В настоящий момент там ведутся строительно-монтажные работы, и в середине следующего года все работы в аэровокзальной части аэропорта завершатся. Это будет новый аэропорт, отвечающий абсолютно всем требованиям современных стандартов. Кроме того, в настоящее время «Росавиация» строит новую взлетно-посадочную полосу, которая будет сдана в эксплуатацию одновременно со зданием, в середине 2017‑го. Остался год, и мы прилагаем все усилия для того, чтобы все работы шли по графику. Постоянно функционирует специальная рабочая группа. На регулярной основе проходят совместные совещания с участием всех заинтересованных сторон, на которых оценивается прогресс проекта. Сами ездим на стройку, а также регулярно, как минимум раз в месяц, приезжают федеральные представители. Контроль за строительством очень плотный.

– В чем основные сложности на данном участке?

– Особенно сложным здесь является сам проектный процесс. Для того, чтобы обеспечить необходимую пропускную способность аэропорта, нужно осуществить огромный объем работ, и мы постоянно думаем о том, сколько мы сможем принять пассажиров, хватит ли нам этих мощностей и средств. Ведь если строительство аэродромной части ведется за счет федерального бюджета, без единой копейки регионального, то строительство аэровокзальной ведет инвестор за собственные инвестиционные средства. И вот если мы сможем обеспечить бесперебойность процесса
взаимодействия между нами как главным координатором программы на местном уровне, министерством спорта на федеральном уровне и инвестором – тогда проблем не будет. Инвестор прекрасно понимает, что это за объект, для чего он нужен и на каком высоком уровнеконтролируется. Поэтому он всячески готов к взаимодействию и находится в прямом контакте с нами. Мы со своей стороны очень стараемся поддерживать процесс взаимодействия на должном уровне, и на сегодня у нас нет абсолютно никаких сомнений ни в одном звене этой цепи. Все необходимые договоренности достигнуты.

– На что именно инвестор сделал ставку по возврату инвестиций и прибыльности проекта?

– Мы планируем в дальнейшем создать в аэропорте «Храброво» большой хаб, с помощью которого международные рейсы непосредственно связыва-
ли бы Европу с Москвой и другими российскими городами. Его первоочередная задача, из которой и складывается самая большая инвестиционная привлекательность этого проекта, в том, что этот хаб удешевит полеты в Европу для россиян. Мы уже делаем предварительные шаги
в эту сторону. Совместно с правительством области уже проводились переговоры по внутренним перевозкам из Калининграда в Казань. Но в рамках подготовки к ЧМ‑2018 самая главная задача для нас – обеспечить максимальную пропускную способность аэропорта, которая была заявлена, – 1950 пассажиров в час в режиме пиковой нагрузки и 1000 в обычном.

– Что сейчас происходит на новых осваиваемых территориях в контексте развития транспортной инфраструктуры?

– Площадь всей территории, которую планируется освоить, – около 200 гектаров. До сегодняшнего момента она вообще никогда и никем не осваивалась. Сейчас ведутся подготовительные работы на более чем 68 гектарах – консолидация территорий и инженерная подготовка: все внутренние и внешние инженерные сети к стадиону и остальной территории, пред-назначенной под использование в инвестиционных проектах. После 2018 года
это будет площадка для строительства любых жилых и коммерческих объектов с готовой инженерной инфраструктурой и полной транспортной доступностью. 

Недавно введены в эксплуатацию съезды с обеих сторон с существующей эстакады. Уже состоялись конкурсные процедуры для первого этапа реконструкции Солнечного бульвара, в дальнейшем там планируется пешеходный маршрут: часть улицы будет проезжей, а после
эстакады будет пешеходная зона. У нас в городе таких зон практически нет, поэтому сейчас мы пытаемся создать их максимально возможное количество. Более того, на новых территориях будет не только жилая и деловая застройка, но и большое количество парков и скверов, таким
образом, создается настоящая рекреационная зона в центре Калининграда. Кроме этого, планируется строительство Парадной набережной – прямо
сейчас ведутся работы по берегоукреплению. Это еще один наш сложный и уникальный объект. Мы хотим создать культовое прогулочное место, чтобы
люди там собирались, настоящее место притяжения для горожан и гостей Калининграда. Изначально губернатором была поставлена задача – проана-
лизировать всевозможные мировые практики по строительству набережных и использовать лучшие из них. Именнопоэтому это уникальный проект, который содержит достаточно много интересных технических и архитектурных решений. Планируется также, что большая часть транспорта будет идти по обновленной Восточной эстакаде, что разгрузит потоки в центре города. Что касается пешеходных потоков, то они будут направляться через Деревянный мост, который будет реконструирован, и мост Высокий, который тоже связывает остров Октябрьский с основной частью города.

– Как жители города реагируют на неудобства от соседства с большой футбольной стройкой?


– При реализации таких крупномасштабных инфраструктурных проектов со стороны жителей зачастую высказывается определенное недовольство,
связанное с глобальной стройкой. Но мы постоянно проводим социологические исследования и видим, как с течением времени постоянно на 5–10% увеличивается количество жителей Калининградской области, которые положительно относятся к проведению ЧМ‑2018. Согласно последнему исследованию, более 70% жителей региона рады, что город примет матчи чемпионата. Хочу отметить, что представители FIFA очень хвалили нас за эту практику и даже рекомендовали другим городам-организаторам взять ее на вооружение.

– Какие изменения коснутся транспортной инфраструктуры города и кто в ответе за схемы управления транспортными потоками?


– Мы планируем обновлять парк городского общественного транспорта и увеличить его на 140 единиц. Закупки уже начались. Есть своя собственная
схема управления перевозками и транспортно-логистическая схема, как и у любого субъекта, участвующего в чемпи-
онате мира в качестве организатора. Для нас и для Волгограда эти схемы разработало специальное проектное подразделение Высшей школы экономики.

– Что вы считаете основным плюсом для города в связи с проведением чемпионата?


– Еще раз хочу подчеркнуть: основной плюс в том, что месторасположение стадиона осталось неизменным. Если бы не было принято решение о строительстве стадиона на острове Октябрьский, мы не получили бы 200 гектаров абсолютно новой площади с готовой инфраструктурой для застройки в центре города. Этот район был бы по-прежнему пустынным и депрессивным, там нельзя было бы ничего возвести и построить, не было бы инвестиций, не создавались бы новые рабочие места. Именно в этом действительная уникальность и важность этого проекта. Другие города строят свои стадионы за пределами центра, а мы построили его непосредственно в самом центре Калининграда с его пешеходной доступностью и расширенными рекреационными зонами.

Беседовала Мария Гришко