Кажется, Лос-Анджелес нашел формулу успешной, в том числе финансово, организации летних Олимпийских игр и при этом уже в третий раз выиграл право на их проведение без настоящей конкуренции.

В 1932 году, во времена «Великой депрессии», Лос-Анджелес оказался единственным городом, претендующим на проведение летней Олимпиады. Несмотря на то, что по финансовым причинам на Игры приехало меньше половины от ожидаемого числа спортсменов, для города соревнования прошли удачно и принесли, по сведениям газетных публикаций, 1 млн долларов прибыли. При этом организаторы смогли существенно сэкономить на расходах на новую спортивную инфраструктуру: из пятнадцати задействованных в соревнованиях объектов потребовалось дополнительно построить новый бассейн, а другие арены подверглись лишь незначительной модернизации.

Проведение Олимпиады в 1984 году, после новостей о существенных финансовых потерях Монреаля, принявшего Игры в 1976 году, также не вызвало ажиотажа среди потенциальных организаторов. Единственные серьезные заявки представили Лос-Анджелес и Нью-Йорк, так что выбор места проведения Игр осуществлялся, по сути, голосованием Олимпийского Комитета США за претендента от страны, в котором город с западного побережья набрал на 16 голосов больше, чем американская финансовая столица. Организаторам вновь удалось обойтись без серьезных расходов: строительство двух новых необходимых сооружений – велоцентра и плавательного центра – велось преимущественно на частные инвестиции. Остальные 29 спортивных объектов уже существовали и как максимум предполагали необходимость установки дополнительных временных конструкций на время соревнований. Олимпиада–1984 стала одной из самых финансово успешных в истории, принеся прибыль в 200 млн долларов.

На этот раз, ввиду отзыва заявок трех из пяти претендентов на проведение Олимпийских игр в 2024 году и существенное за последнее время снижение интереса со стороны потенциальных городов-организаторов в силу политических и экономических причин, МОК решил распределить сразу две летние Олимпиады между оставшимися конкурсантами. Лос-Анджелес при этом согласился поменять планы и принять соревнования в 2028 году, тем более что эти планы, строго говоря, не были привязаны к проведению Олимпиады.

Так, 97% объектов, необходимых для проведения Олимпийских игр, уже существуют и лишь в некоторых случаях дополнительно потребуют возведения временных сооружений или их строительство было запланировано еще до подачи организаторами заявки. В то же время Лос-Анджелес, возглавивший в 2016 году рейтинг INRIX Global Traffic Scorecard как самый загруженный пробками мегаполис мира, уже выделил бюджет на развитие транспортной инфраструктуры в размере 300 млрд долларов. В целом, все мероприятия по подготовке инфраструктуры к Олимпийским играм 2028 реализуются в рамках трех уже действующих программ развития.

  1. The Metropolitan Transportation Authority’s (MTA) Long-Range Transportation Plan

Данный план развития транспортной системы был принят в 2009 году сроком на 30 лет. Общий бюджет программы составляет 300 млрд долларов и предполагает серьезное развитие системы общественного транспорта. В частности, предполагается строительство новых и продление существующих линий метро и легкорельсового транспорта до новых территорий округа Лос-Анджелес, увеличение автобусной сети на 177 станций, расширение сети скоростных автобусов Metro Rapid на 400 миль и сети пригородных поездов, а также создание 170 выделенных полос для каршеринга.

  1. The Sustainable City pLAn

План устойчивого развития города принят в 2015 году сроком на 20 лет в качестве ответа на изменения и новые вызовы окружающей среды. Программа фокусируется на проблемах экологии и развитии зеленых технологий. Кроме того, ставит своими задачами развитие инфраструктуры для электромобилей и повышение энергоэффективности существующей и планируемой инфраструктуры.

  1. The General Plan

Генеральный план Лос-Анджелеса, действующий до 2020 года, в ряде подпрограмм предусматривает развитие индустрии туризма и развлечений, а также предполагает пропаганду здорового образа жизни и создание соответствующей инфраструктуры.

Таким образом, Лос-Анджелес в очередной раз планирует провести Олимпийские игры с минимальными дополнительными расходами, а полученные в ходе переговоров с Олимпийским комитетом преимущества в условиях распределения доходов и расходов между городом и международной организацией позволяют ожидать очередной рекорд прибыльности Олимпиады. При этом власти Лос-Анджелеса намерены использовать подобное глобальное спортивное событие как маркетинговый инструмент привлечения внимания к городу и происходящим в нем изменениям, что особенно важно в условиях увеличения роли инфраструктуры в конкуренции между мировыми мегаполисами. 

Спортивные объекты

Будущие спортивные объекты Олимпиады-2028 сосредоточены преимущественно в четырех кластерах (рис.1): Valley Sports Park, Downtown Sports Park, South Bay Sports Park, Long Beach Sports Park.

Downtown Sports Park (рис. 2), расположенный на территории делового центра, включает в себя уже функционирующие стадионы LA Memorial Coliseum и Dedeaux Field, спортивные арены Galen Center и Staples Center, а также выставочный комплекс LA Convention Center, где пройдет часть состязаний по баскетболу, единоборствам, настольному теннису и BMX-фристайлу, и театр Microsoft Theater, который примет соревнования по тяжелой атлетике. На время Игр стадион Dedeaux Field с помощью временных сооружений будет переоборудован для проведения состязаний по плаванию и дайвингу. Кроме того, для велогонок, спортивной ходьбы и марафона будет использоваться территория городского парка Grand Park.

Единственным отсутствующим в настоящий момент сооружением в данном кластере является стадион Banc of California Stadium, который планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году. Стадион станет домашней ареной для новой франшизы MLS – футбольного клуба Los Angeles FC, а в рамках Игр примет футбольные матчи и соревнования по части дисциплин легкой атлетики.

В Valley Sports Park (рис. 3), неподалеку от Голливуда, местом всех действий станет бухта Sepulveda: для проведения соревнований по гребному слалому необходимо будет возвести специальные сооружения на реке Лос-Анджелес, а на территории прилегающей к бухте парковой зоны будут расположены временные сооружения для конного и стрелкового спорта.

Спортивный комплекс StubHub Center станет основным объектом South Bay Sports Park (рис. 4) и примет соревнования по регби, современному пятиборью, теннису и хоккею на траве, а расположенный поблизости велодром VELO Sports Center будет являться площадкой для состязаний по трековому велоспорту и одной из дисциплин пятиборья – фехтованию.

Наконец, в составе Long Beach Sports Park (рис. 5) для гандбольного турнира будет задействован спортивный комплекс Long Beach Arena, а на территории пирса Belmont Veterans Memorial пройдут соревнования по парусному спорту и плаванию на открытой воде. Кроме того, здесь же будут возведены временные сооружения для проведения состязаний по водному поло и гонкам BMX.

Помимо этого, для проведения Игр будет задействован ряд спортивных сооружений в других частях Лос-Анджелеса. На востоке города, на территории пляжей Santa Monica и Venice пройдут соревнования по скейтбордингу, серфингу, стритболу и пляжному волейболу, причем вложения необходимы только во временные сооружения для последнего из перечисленных видов спорта. Расположенные в этом же районе спортивные комплексы Pauley Pavilion и The Forum примут состязания по части видов единоборств и гимнастике соответственно, а загородный клуб Riviera Country Club станет площадкой для турнира по гольфу.

Кроме того, на территории бывшего ипподрома Hollywood Park в настоящий момент ведется строительство стадиона Los Angeles Stadium, которое планируется закончить к 2020 году. Стадион станет домашней ареной для команд по американскому футболу Los Angeles Rams и Los Angeles Chargers, а во время Игр будет задействован для проведения некоторых футбольных матчей и соревнований по стрельбе из лука.

Наконец, оставшаяся часть сооружений сосредоточена в южной части округа Лос-Анджелес. К ним относятся стадионы Dodger Stadium и Angel Stadium, где пройдут игры по бейсболу и софтболу, стадион Rose Bowl, где состоится ряд футбольных матчей, а также спортивный комплекс Honda Center и спортивная часть выставочного центра Anaheim Convention Center, которые примут волейбольные матчи. Помимо этого, на территории водохранилища Lake Perris пройдут состязания по академической гребле и гребле на каноэ, а для соревнований по маунтинбайку построят временные конструкции в парке Frank G. Bonelli Regional Park.

Таким образом, из 34 спортивных объектов лишь один необходимо будет построить дополнительно, два уже находятся в стадии строительства, запланированного еще до победы Лос-Анджелеса как города-организатора, а семь предполагают возведение только временных конструкций (рис. 6).

Транспорт

Как было сказано выше, Лос-Анджелес уже запланировал серьезные инвестиции в транспортную инфраструктуру, которые также не привязаны к проведению Олимпийских игр. Сами же соревнования будут использованы для популяризации среди горожан и туристов общественного транспорта с целью уменьшения индивидуального использования автомобилей и снижения трафика, а также демонстрации инновационных технологий контроля и управления трафиком в режиме реального времени. Для удобства спортсменов, официальных лиц и зрителей на время проведения Игр будет организована транспортная система Olympic Route Network на базе строящихся выделенных полос магистралей и общественного транспорта. Управление транспортной системой будет подчиняться правилу «четырех R»:

  • Reduce (снизить потребность в перемещении);
  • Re-mode (увеличить использование общественного транспорта, велосипедов и пеших прогулок);
  • Reroute (перераспределять трафик из загруженных районов);
  • Retime (избегать «часов пик»).

Своими задачи на время мероприятия Оргкомитет ставит уменьшение трафика на 15%, что, свою очередь, позволит сократить время в пути для 96% участников дорожного движения, и полное исключение использования личного автотранспорта участниками Игр и болельщиками в пользу общественного. Всего для перемещения участников и делегатов Игр будет задействовано 16 автомагистралей, 21 городская улица, 15 линий скоростного автобусного и легкорельсового транспорта, пригородных поездов и метро.

Среди проектов, реализуемых, в том числе, для проведения Олимпиады: строительство новой линии легкорельсового транспорта Crenshaw/LAX Line к 2019 году и обеспечение прямого сообщения между аэропортом LAX и кампусом UCLA, а затем и районом Westwood, путем расширения ветки метро Purple Line на 14 км к 2024 году. На год раньше должно завершиться строительство новой линии автоматизированного маршрутного транспорта (APM), которая свяжет центральный терминал LAX и станцию Metro 96th St. новой линии Crenshaw/LAX Line. Кроме того, власти города планируют завершить к 2021 году проект по созданию транзитного коридора The Regional Connector, который соединит трамвайные линии Blue, Expo и Gold, а к 2022 году – обеспечить связь между линиями Red и Orange в Северном Голливуде и линией Gold в Пасадене благодаря новым линиям скоростных автобусов.

Наконец, модернизация коснется и одного из крупнейших в мире аэропортов – LAX. В настоящий момент аэропорт LAX является вторым по объему перевозок в стране, имея в своем составе 4 взлетных полосы и 9 терминалов. За последние годы аэропорт уже инвестировал 1,9 млрд долларов в          новый международный терминал Tom Bradley, а в 2019 году должно завершиться строительство терминала Midfield Concourse стоимостью 1,6 млрд долларов. К 2024 году аэропорт планирует дополнительно потратить 8,5 млрд долларов на модернизацию терминалов и воздушной зоны  и еще 5 млрд долларов на совершенствование наземных служб. Возможные усовершенствования ждут Long Beach Airport, еще один аэропорт, который будет задействован во время Игр 2028 – власти рассматривают целесообразность его модернизации до федеральных стандартов международных аэропортов. Как минимум косметические улучшения коснутся и трех остальных аэропортов Олимпиады-2028:  International Airport в округе Сан-Бернадино, John Wayne Airport в округе Ориндж и Burbank Bob Hope Airport в городе Бербанк в 19 км от Лос-Анджелеса.

Власти города считают, что запланированные изменения позволят разгрузить дорожную ситуацию и сделать перемещение в городе более удобным для жителей и туристов. Стоит отметить, что с момента подачи первой версии заявки на право проведения Олимпийских игр 2024 Лос-Анджелес уже завершил два анонсированных ранее проекта по продлению трамвайных линий и оптимизировал планы по оперативным улучшениям на задействованных для Игр объектах транспортной инфраструктуры, а четыре дополнительных года подготовки к Олимпиаде позволят организаторам серьезно превзойти обозначенные ранее планы развития.

Олимпийская деревня, медиа-центр и отели

Еще один важный объект Игр – Олимпийская деревня – расположится на базе кампуса Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), который дополнительно построит 2000–2500 единиц жилья и сможет предложить спортсменам и официальным лицам соревнований около 17 тысяч спальных мест.

Для проживания болельщиков, по подсчетам Оргкомитета, будут доступны 125 тысяч гостиничных номеров в радиусе 50 км от мест проведения соревнований, из которых 93 тысячи – непосредственно в черте города. Организаторы также рассчитывают на еще примерно 34 тысячи номеров, расположенных в соседнем округе Orange County. Еще одним источником предложения должен стать рынок аренды жилья на Airbnb – его объем оценивают в 42 тысячи комнат в том же радиусе 50 км.

 Наконец, для размещения прессы и технического персонала медиакомпаний предусмотрено 17 тысяч номеров, их которых 3200 предоставит Университет Южной Калифорнии (UCS). В получасовой транспортной доступности от университета, на территории Universal Studios, будут построены и необходимые для освещения соревнований сооружения – International Broadcast Center (IBC) и Media Press Center (MPC), которые станут собственностью кинокомпании по окончании Олимпийских Игр.

Заключение

Таким образом, Лос-Анджелес был полностью готов принять Олимпиаду-2024, но согласился подождать до 2028 года, получив дополнительные преференции от МОК в финансовых вопросах. Большая часть спортивных сооружений для соревнований уже существует, а наличие в городе большого количества профессиональных команд и регулярное проведение множества спортивных мероприятий практически снимает вопросы олимпийского наследия. В то же время город намерен серьезно перестроить свою транспортную систему в пользу общественного транспорта и каршеринга в ответ на текущие проблемы мобильности населения и происходящую трансформацию самой концепции мобильности. Олимпиада–2028 должна стать «вишенкой на торте» изменений Лос-Анджелеса, продемонстрировав всему миру обновленный мегаполис будущего. Приятным бонусом может стать очередной рекорд прибыльности Игр: организаторы смогут существенно сэкономить на расходах, успешно привлекая при этом частные инвестиции, а рекламодатели и спонсоры уже с нетерпением ждут возвращения Олимпиады после долгого отсутствия на самый крупный в мире рынок – американский.

 

Автор: Кирилл Тихонов