С учетом запросов общества и государства к системе физического воспитания, уровня глобальной спортивной конкуренции, а также имеющихся ресурсных ограничений на фоне структурных реформ в российской экономике потенциал модели, преимущественно опирающейся на возможности государства по развитию физической культуры и спорта (93% объектов спорта находится в государственной (муниципальной) собственности), во многом исчерпан. Дальнейшая модернизация материально-технической базы физической культуры и спорта требует качественно иного подхода к управлению инвестициями в данное направление и расширения участия частных партнеров в реализации инфраструктурных проектов на всех стадиях, включая проектирование.

Определение приоритетов

Совершенствование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере физической культуры и спорта преследует три приоритетные цели:

  • привлечь средства частных инвесторов, в том числе субъектов малого и среднего бизнеса, способствуя развитию сети малобюджетных спортивных сооружений по месту жительства, учебы и работы;
  • сократить затраты бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на техническое обслуживание и содержание сети спортивных сооружений;
  • повысить экономическую эффективность эксплуатации объектов спорта, включая объекты наследия крупнейших спортивных мероприятий.

Сопутствующие экономические риски связаны с отсутствием действенных стимулов для ведения предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта и, соответственно, низкой инвестиционной привлекательностью отрасли.

Рекомендации и разработки

Минэкономразвитием России подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства, в которых учтены особенности реализации проектов ГЧП в сфере физической культуры и спорта. Обобщены 15 проектов лучших практик существующих проектов ГЧП. Причем в эти 15 проектов включены 2 проекта по созданию спортивной инфраструктуры в Ленинградской и Ульяновской областях.

Проанализировав совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лучшие региональные практики использования механизмов государственно-частного партнерства в области физической культуры и спорта, в соответствии с подпунктом «ж» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 ноября 2016 г. № Пр-2179 Минспорт России также разработал два пакета методических рекомендаций для органов власти субъектов Российской Федерации о реализации проектов на основе государственно-частного партнерства по развитию спортивной инфраструктуры и о действиях при реализации проектов на основе ГЧП. Методические рекомендации включают в себя анализ действий, необходимых для инициирования проектов ГЧП, сравнительный анализ экономических моделей и форм взаимодействия государства и частных инвесторов.

Консультации

В целях оказания содействия регионам и бизнесу с марта этого года Минспортом России совместно с подведомственными организациями ФГБУ ФЦПСР и ФГУП «Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта» организована постоянная консультативная работа по формированию направлений инвестиционной привлекательности спортивной отрасли. Кроме того, была развернута широкая разъяснительная кампания: проведены выездные семинары во всех федеральных округах, обеспечено широкое обсуждение темы ГЧП в спорте в рамках проведения инвестиционных форумов. 19 октября данный вопрос рассматривался на общественных слушаниях Общественной палаты Российской Федерации.

Результат этой работы характеризуется следующими показателями. В 2014 году число проектов ГЧП в сфере физической культуры и спорта составляло всего 12. В начале 2016 года, по данным Минэкономразвития России, в этой сфере на различных стадиях реализации насчитывалось 23 проекта, в том числе на стадиях подготовки концепции проекта – 8, проектирования – 2, строительства – 6 и эксплуатации – 7. В сентябре текущего года субъекты Российской Федерации доложили о подготовке уже 46 проектов.

Количество регионов, реализующих проекты государственно-частного партнерства, увеличилось с 17 до 19 (Республика Бурятия, Алтайский край), а количество регионов, планирующих проекты государственно-частного партнерства, увеличилось с 18 до 25.

Методические модели проектов

В рамках методической помощи разработана модель частной спортивной школы, как субъекта системы подготовки спортивного резерва, реализуемая в Новосибирской области, и  межрегиональная модель подготовки велосипедистов, реализуемая в Республике Бурятия, Забайкальском и Хабаровском краях и Иркутской области.

Разработан проект «Единый центр управления спортивными сооружениями», планируемый к реализации в Алтайском крае. Подготовлен проект «Развитие хоккея в Сибирском федеральном округе», предполагающий строительство многофункциональных круглогодичных ледовых арен в 7 регионах СФО: в Республиках Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, в Алтайском крае, в Иркутская и Томская областях. Проект уже реализуется в городах Рубцовске и Барнауле Алтайского края. Между Правительством Республики Бурятия и инвестором заключается соглашение о разработке проектно-сметной документации на создание спортивного объекта за внебюджетные средства.

Реализованные проекты

Среди реализованных проектов ГЧП в области физической культуры и спорта на региональном уровне можно назвать 3 физкультурно-оздоровительных комплекса в Нижегородской области, построенных по концессионным соглашениям между правительством Нижегородской области и ЗАО «Волга-Спорт». Общие инвестиции составили 1461,6 млн рублей. При строительстве комплексов были учтены условия доступности для маломобильных категорий населения.

АО «Волга-Спорт» участвует и в другом концессионном проекте, рассчитанном на 10 лет, – строительстве Ледового дворца в Ульяновске. На частные инвестиции приходится 100% (1300 млн рублей). Сооружение Ледового дворца осуществлено на месте спортивного комплекса «Торпедо».

В рамках концессионного соглашения в Ростове-на-Дону построен водноспортивный оздоровительный комплекс с бассейном «Энерджи плаза». Общий объем затрат частного партнера по проекту составил 243 млн рублей.

В Воронежской области Группа компаний Хамина прорабатывает проект универсального многофункционального спортивного комплекса «Академия» общей площадью 16,2 тыс. кв. м и стоимостью около 1,4 млрд рублей. Структура финансирования данного проекта предполагает объем участия частного партнера в размере 75% (1025 млн рублей). Проект планируется к реализации путем заключения соглашения о государственно-частном партнерстве в рамках Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ. Проект спортивного комплекса «Академия» позволит создать все необходимые условия для подготовки спортивного резерва по 27 видам спорта, объединив более 20 муниципальных спортивных школ. При этом затраты на эксплуатацию, которые оцениваются в 70 млн рублей в год, не будут перекладываться на региональный бюджет, а будут полностью обеспечиваться из внебюджетных источников.

Взаимодействие с инвесторами

Основным источником частных инвестиций при реализации проектов государственно-частного партнерства в отрасли физической культуры и спорта выступает заемное финансирование, в том числе в виде банковских кредитов.

Минспортом России организовано постоянное взаимодействие с ПАО «Сбербанк России», ПАО «Банк ВТБ», АО «Россельхозбанк», являющимися организаторами конкурса «Ежегодная общественная премия «Регионы – устойчивое развитие», в рамках которого инвестиционный проект может получить целевой возвратный заем на льготных условиях, а также всю необходимую консультационную (консалтинговую) поддержку.

По состоянию на 30 июня 2017 года всего на конкурс поступило 4,9 тыс. заявок из 84 субъектов Российской Федерации.

Попечительским советом конкурса сформирован список из 327 победителей, из них 35 проектов – в сфере спорта. Эти проекты получат льготную поддержку в течение нескольких лет на общую сумму 20,4 млрд рублей. Это говорит о том, что в настоящее время имеются денежные средства для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства.

Мероприятия по субсидированию

Для создания благоприятных условий и стимулирования развития ГЧП постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 619 в государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» включено мероприятие по субсидированию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным юридическими лицами на реализацию инвестиционных проектов в сфере физической культуры и спорта. Вместе с тем ассигнования федерального бюджета на реализацию данного мероприятия в 2017–2019 годы не предусмотрены.

Своим основным достижением в части продвижения механизма ГЧП при создании спортивной инфраструктуры Минспорт России считает изменения в федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», которые были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 № 537. В рамках данной корректировки в ФЦП было включено мероприятие по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку строительства спортивной инфраструктуры, осуществляемое в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или в рамках концессионных соглашений.

Это первый опыт в отечественной практике прямой финансовой поддержки проектов ГЧП, заключенных субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, из федерального бюджета.

При этом впервые проработан механизм доведения субсидии из федерального бюджета через бюджет субъекта Российской Федерации до частного партнера.

На реализацию мероприятия в 2018–2020 годах планируется выделить 750 млн рублей из федерального бюджета, что позволит заключить не менее 14 соглашений по проектам ГЧП в сфере физической культуры и спорта. При этом планируется привлечение в отрасль не менее 2,2 млрд рублей частных инвестиций.

Перечень объектов для федерального бюджета на 2018 год

Проект соответствующего перечня объектов на 2018 год сформирован и направлен в установленном порядке для включения в проект федерального закона о федеральном бюджете на 2018 год. Получателями этой субсидии будут Воронежская и Новосибирская области. Всего будут профинансированы 4 объекта, по 2 в каждом субъекте Российской Федерации. Общая сумма субсидий в 2018 году составит 150 млн рублей.

В Новосибирской области планируется построить комплекс фигурного катания, включающий тренировочную ледовую площадку и 25-метровый бассейн, и еще один спортивный комплекс с бассейном, а в Воронежской области – ФОКи с универсальными залами.

Объекты будут сданы в 2019 году. При этом 3 из них будут строиться по типовым проектам повторного применения.

Перераспределение бюджетных средств

Взаимодействие государства и негосударственных организаций в рамках программы предусмотрено по направлению, связанному с предоставлением субсидий из федерального бюджета (3,6 млрд рублей до 2020 года) общественно-государственному объединению «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» (далее – общество) на создание региональных центров по олимпийским видам спорта на базе объектов государственной собственности, переданных обществу в безвозмездное пользование. Федеральные средства направлены на реконструкцию 7 объектов спорта (города Ижевск, Курган, Тамбов, Самара, Сыктывкар, Челябинск, Якутск).

Ежегодные расходы на содержание только этих объектов составляют около 280 млн рублей. Эти расходы обеспечиваются обществом самостоятельно и, что важно, без использования бюджетных средств.

Кроме того, такая модель управления позволяет при необходимости перераспределять финансовые ресурсы для поддержания убыточных объектов в нормативном состоянии. Данный подход способствует увеличению численности спортсменов высокого класса, претендующих на попадание в составы спортивных сборных команд Российской Федерации. В Играх XXXI Олимпиады приняли участие 125 динамовских спортсменов – 45% общей численности сборной олимпийской команды.

Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере

Необходимо отметить, что вопрос об эксплуатационных расходах на новых объектах спорта не менее важен, чем их создание.

Спортивная инфраструктура является социально значимой. Опросы общественного мнения показывают, что наше население считает необходимым не только продолжение ее развития, но и обеспечение финансовой доступности предоставляемых физкультурно-оздоровительных услуг. Что касается занятий с детьми, то общество ожидает бесплатного оказания соответствующих услуг, то есть за счет бюджетных и муниципальных средств.

На эксплуатацию и техническое обслуживание сети спортивных сооружений для массового спорта (без учета затрат на создание новых объектов) в год тратится около 12% консолидированного бюджета физической культуры и спорта (на капитальный ремонт и содержание спортивных сооружений из консолидированного бюджета Российской Федерации в 2016 году выделено около 35,7 млрд рублей, в том числе из внебюджетных источников более 8,5 млрд рублей при общем бюджете на развитие физической культуры и спорта 294 млрд рублей).

Введение в эксплуатацию каждого объекта спорта означает для муниципальных образований, в собственности которых находится около 80% всех спортивных сооружений, дополнительные расходы на последующую эксплуатацию и содержание. Например, годовые расходы на содержание физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном составляют от 80 до 150 млн рублей.

По этой причине есть прецеденты, когда муниципальные образования искусственно сдерживают введение новых объектов спорта в эксплуатацию, перенося сроки на следующий год в связи с отсутствием средств на их содержание в текущем году, когда они реально построены. Особенно актуален этот вопрос при передаче в муниципальную собственность объектов спорта, построенных за счет частных инвестиций – например, по программе «Газпром – детям».

При этом передача объектов спорта в управление частным компаниям сдерживается необходимостью гарантированного качественного выполнения на этих объектах функций по подготовке спортивного резерва и оказания социально значимых услуг населению.

В то же время необходимо учитывать, что в разных регионах существуют объективные ограничения возможностей муниципальных бюджетов, а также ограничения, связанные с платежеспособностью населения. И наличие частной управляющей компании на объекте спорта в этих условиях не решит проблему эксплуатационных расходов.

Поэтому при выполнении плана мероприятий «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1144-р, Минспорт России также использует опыт общества «Динамо» по эксплуатации государственных объектов спорта с элементами перекрестного финансирования объектов внутри общества и выполнения на базе этих объектов государственного и муниципального заданий на подготовку спортивного резерва.

Кроме того, в Новосибирской области уже нарабатывается практика привлечения частных спортивных школ к оказанию соответствующих услуг.

На обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, в том числе в сфере физической культуры и спорта, также направлен подготовленный Минфином России и внесенный в правительство проект Федерального закона «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект учитывает позицию Минспорта России по данному вопросу.

Внедрение в практику механизмов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства и концессионных соглашений

Таким образом, широкое внедрение в практику механизмов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства и концессионных соглашений в сфере физической культуры и спорта позволит оптимизировать процессы и обеспечить:

  • интенсификацию развития инфраструктуры и ускорение темпов обновления основных производственных фондов;
  • повышение качества строительства, эксплуатации и управления за счет инноваций, стимулов и компетенций частных партнеров;
  • более широкий доступ к рынкам частного капитала;
  • рост качества оказываемых услуг населению;
  • снижение бюджетной нагрузки и высвобождение дополнительных ресурсов;
  • снижение бюджетных и прочих рисков как результат разделения рисков с частным партнером;
  • рост надежности государственных инвестиций и повышение вероятности получения ожидаемого результата (наличие заинтересованности частного партнера в проекте позволяет снизить риски недобросовестности государственного заказчика);
  • относительную автономность оперативных решений.

Создание новых управленческих структур

Сегодня, когда каждый регион вправе сам определять основные направления своей спортивной политики, объемы финансирования и т. д., исходя из местных особенностей, традиций, наличия спортивных сооружений и форм их собственности, представляется особенно актуальной разработка единой концепции стратегического управления потенциалом спортивного комплекса. Речь здесь идет о создании новых управленческих структур, в обязанности которых будет входить не только перераспределение бюджетных средств или других финансовых потоков, но и сбор информации, ее анализ и принятие на этой основе оптимальных управленческих решений, планирование и прогнозирование развития спорта с учетом ресурса территории (демографического, природно-ресурсного, научного, инфраструктурного).

Помимо действий, связанных с бюджетным финансированием, Минспорт России осуществляет координацию усилий частных организаций, имеющих намерения развивать спортивную инфраструктуру.

В соответствии с соглашением между Минспортом России и АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу» без привлечения бюджетных средств осуществляется реализация проекта «Футбольная Россия», предусматривающего создание в образовательных организациях крытых (тентованных) круглогодичных тренировочных футбольных полей, которые впоследствии используются совместно инвестором и школой.

Строительство объектов ведется за счет внебюджетных средств. После окончания строительства поля передаются муниципальным образованиям. Инвестор же получает право использовать объект во второй половине дня, после учебного процесса. Срок возведения комплекса составляет 3 месяца, стоимость строительства – от 25 до 35 млн рублей.

На сегодняшний день уже действуют 5 объектов (в городах Москве, Омске, Самаре, Новосибирске и Казани).

В то же время масштабное привлечение частных инвестиций в спортивную инфраструктуру, на наш взгляд, сдерживается несовершенством нормативной правовой базы.

Предложения по нормативным правовым изменениям

Минспортом России было организовано обсуждение предложений по нормативным правовым изменениям со всеми субъектами Российской Федерации, с объединениями предпринимателей, такими как «Деловая Россия», «Опора России», РСПП.

Полученные предложения во многом обусловлены недостатками методического сопровождения, но есть и предложения, которые нуждаются в нормативном закреплении.

Минспорт России совместно с Минэкономразвития России и Минфином России подготовит данные предложения в установленном порядке в 2018 году.

Предложения в протокольное решение:

  1. Одобрить действия Минспорта России по продвижению механизмов государственно-частного (муниципально-частного) партнерства в сфере физической культуры и спорта.
  2. Минспорту России, Минфину России, Минэкономразвития России:

– провести анализ практики предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку строительства спортивной инфраструктуры в рамках ГЧП, а также Обществу «Динамо» в 2018 году и на его основе внести изменения в государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», предусмотрев применение механизма ГЧП при строительстве объектов спорта по непрограммной части ФАИП и субсидирование субъектов Российской Федерации в целях реконструкции объектов спорта, переданных в пользование Обществу «Динамо» с 2020 года;

– предусмотреть выделение дополнительных средств федерального бюджета с 2019 года на финансовое обеспечение мероприятия по субсидированию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным юридическими лицами на реализацию инвестиционных проектов в сфере физической культуры и спорта, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в объеме по 200 млн рублей;

– разработать и представить на утверждение в Правительство Российской Федерации концепцию стратегического управления объектами спортивной инфраструктуры в Российской Федерации в третьем квартале 2018 года;

– разработать и представить в Правительство Российской Федерации в 2018 году проект федерального закона о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях стимулирования привлечения внебюджетных инвестиций в рамках ГЧП.

  1. Минэкономразвития России совместно с Минфином России на основе анализа практики Минспорта России предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку строительства спортивной инфраструктуры в рамках ГЧП разработать рекомендации для включения мероприятий по поддержке создания социальной инфраструктуры в рамках ГЧП в соответствующие государственные программы Российской Федерации.

Срок – 2018 год.

 

© SportEngineering Все права защищены