Чем меньше остается финансовых ресурсов в «закромах страны», созданных в годы дорогой нефти и привязанного к ней с точки зрения цены газа, тем больше приходит осознание того, что проводимая государственная инвестиционная политика не дает ожидаемого эффекта и требует уже не изменений, а кардинальной реформы.

Латание дыр возможно, когда есть возможность их латать, и похоже, что в настоящее время это несоизмеримая с ожиданиями населения роскошь.

Позитивное отношение государства к пропаганде здорового образа жизни и стимулированию населения к занятию спортом не только декларируется, но и постоянно подтверждается на законодательном уровне, но от этого не добавляется в бюджете средств, которые могут расходоваться на создание многофункциональных спортивных объектов. На данный момент в рамках обсуждения перспектив федеральных целевых программ существуют затруднения в формировании четкого понимания относительно развития механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности на период 2020–2030 гг.

Ни для кого не секрет, что ждать чудес, от которых обратно взлетит в цене нефть, уже не приходится, а соответственно, меры государственной поддержки на фоне текущих цен на углеводородное сырье будут иметь тенденцию к снижению. Отсюда четко прослеживается необходимость в развитии механизмов ГЧП при реализации экономически эффективных спортивных объектов. В связи с этим самым значимым становится вопрос принятия и неукоснительного выполнения нестандартных решений, способствующих повышению инвестиционной привлекательности спортивных проектов при опоре на внутренние источники финансирования.

Исходя из вышеизложенного, процесс создания новых объектов спортивной инфраструктуры следует рассматривать как обычный инвестиционный проект, имеющий право на получение государственной поддержки инвестиционной деятельности на общих основаниях.

В Российской Федерации существует множество форм поддержки инвестиционной деятельности, и большинство из них довольно привлекательны для бизнеса. Но почему же эти формы работают неэффективно?

Сначала определим, кто же они, участники инвестиционного процесса, которому готово помогать государство:

  1. Предприниматель – правообладатель бизнес-идеи.
  2. Соинвестор – финансовый партнер правообладателя бизнес-идеи. Привлекается в случаях недостаточности средств у правообладателя для выполнения условий банка по наличию собственных средств и залоговому обеспечению.
  3. Федеральное министерство или ведомство, ответственное за реализацию программы государственной поддержки, и институты развития, образованные Правительством РФ, – распределитель федеральных средств.
  4. Орган исполнительной власти субъекта РФ – распределитель средств государственной поддержки регионального уровня по большинству программ и федеральных средств.
  5. Глава муниципального образования – «хозяин» земельного участка, прилегающих территорий и того, что на них находится.
  6. Банк – просто кредитное учреждение.

В разных комбинациях количество действующих лиц прибавляется, но основная проблема в том, что каждое из этих лиц преследует свои интересы, не считаясь с интересами других, а порой просто подавляя их, выполняя притом действующие регламенты и инструкции.

Теперь обозначим наиболее распространенные общие формы государственной поддержки инвестиционной деятельности.

  1. Субсидирование процентных ставок по кредитам в размерах до 90% от процентной ставки кредитующего банка, не превышающей 30% годовых с учетов всех комиссий банка.
  2. Предоставление государственных гарантий по кредиту банка.
  3. Предоставление гарантий субъекта Федерации по кредиту банка.
  4. Предоставление негосударственных гарантий по кредиту банка на весь срок кредитования под 1,5% годовых от суммы гарантии.
  5. Предоставление льготных процентных ставок по кредиту с применением Постановления Правительства РФ № 1016 от 14.12.2010 г. (6,5 + 2,5%).
  6. Предоставление целевых займов для проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств под 5% годовых сроком до 7 лет.
  7. Обеспечение рассмотрения проектов в соответствии со «Схемой взаимодействия при реализации проектов с госучастием» (Система одного окна) утвержденной действующим  по правопреемственности Приказом Минрегионразвития № 146 от 16 мая 2014 г.
  8. Дотации и субсидии на производимую продукцию в рамках действующих ФЦП, в том числе на закупку отечественного оборудования.
  9. Имущественная поддержка предприятий путем предоставления имущественным фондом субъекта дополнительного имущества в залог.
  10. Субсидии и компенсации при создании объектов внешней инфраструктуры
  11. Предоставление земельных участков из государственного имущественного фонда.

Применимы ли эти формы государственной поддержки при создании объектов спортивной инфраструктуры? На наш взгляд, вполне.

Теперь определим, что мешает предпринимателям при реализации инвестиционных проектов.

Главные факторы, препятствующие реализации бизнес-инициатив:

  1. Недоверие представителей бизнеса и инициативных граждан государству, которое у подавляющего большинства ассоциируется с органами исполнительной власти субъектов Федерации; боязнь рисков, связанных с возможными изменениями правил ведения бизнеса.
  2. Отсутствие понятной предпринимателям государственной системы защиты бизнеса.
  3. Отсутствие достаточных для получения кредита собственных средств у инициаторов проектов.
  4. Высокие кредитные ставки и неприемлемые условия получения кредитов, в первую очередь условия залогового обеспечения.
  5. Отсутствие системы информирования и сопровождения предпринимателей.

Второстепенные факторы, препятствующие реализации бизнес инициатив:

  1. Государственная поддержка в соответствии с применимым региональным законодательством имеет многоступенчатый забюрократизированный уровень получения, в котором фактор чиновника главенствующий. Региональная исполнительная власть фактически превратилась в распорядительную.
  2. Государственная поддержка невозвратная, что ставит смысл ее получения превыше идеи создания эффективной экономической модели.
  3. Программы государственной поддержки пишутся распределителями средств, а не получателями, оттого не понятны инициаторам проектов малого и среднего бизнеса.
  4. Государственную поддержку может получить только проект, прошедший инвестиционную фазу, что резко сокращает продвижение эффективных бизнес-идей, правообладатели которых не могут или не хотят нести рискованные затраты на доинвестиционной и инвестиционной фазе.
  5. Регламентами банков при выдаче условий кредитования не учитывается возможность получения господдержки, что делает эти условия неприемлемыми по процентной нагрузке и залоговому обеспечению.

Отсюда вывод, что при работе с инвестиционными проектами назрела необходимость создания системы одного окна, в котором бизнес-идея доводится до состояния эффективного инвестпроекта при активной помощи таких заинтересованных в инвестиционной деятельности сторон, как органы государственной власти различных уровней, кредитно-финансовые учреждения, выступающие в качестве профильного эксперта, инвесторы, заинтересованные выступать в качестве финансовых партнеров правообладателей инвестиционных проектов.

С целью создания и обеспечения функционирования такой системы министерством спорта образована рабочая группа по отбору и комплексному сопровождению инвестиционных проектов, связанных с созданием спортивных объектов и инфраструктуры, обеспечивающей занятия физической культурой и спортом.

Задачами рабочей группы являются:

  • отбор и систематизация проектов, связанных со строительством, реконструкцией и модернизацией спортивных объектов и инфраструктуры, обеспечивающей занятия физической культурой и спортом;
  • разработка предложений по привлечению инвестиций для реализации проектов;
  • разработка предложений по оказанию государственной поддержки правообладателям проектов, имеющим право на получение такой поддержки в соответствии с применимым законодательством;
  • структурирование проектов с участием сторонних экспертов и разработка финансовых механизмов для их реализации;
  • взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти по вопросам оказания государственной поддержки правообладателям инвестиционных проектов, связанных со строительством, реконструкцией и модернизацией спортивных объектов и инфраструктуры, обеспечивающей занятия физической культурой и спортом;
  • координация деятельности финансовых организаций по финансированию проектов;
  • создание и внедрение оптимизированной системы прохождения заявки по проекту в финансовых организациях, отобранных рабочей группой, с целью сокращения сроков ее рассмотрения;
  • правоустанавливающими и организационными документами рабочей группы определен порядок отбора инвестиционных проектов, их подготовки к реализации и реализации с применением предлагаемых банками с государственным участием в уставных капиталах новых организационных и финансовых продуктов.

Что же это за продукты и как они работают, уточним у специалистов, работающих в инвестиционной отрасли.

По мнению Сергея Павлова, директора проектов Управления по работе с клиентами РГС ПАО «Сбербанк России», к проектам, связанным с созданием спортивных объектов, могут применяться общие подходы банков, осуществляющих кредитование по модели проектного финансирования.

Объект спортивной инфраструктуры – это вполне окупаемый проект, если его разумно разместить и активно организовать сотрудничество при его эксплуатации с органами местной исполнительной власти и предпринимательским региональным сообществом. Федеральное законодательство позволяет регионам устанавливать дополнительные льготы предприятиям, создающим благоприятные условия для занятий сотрудников физической культурой и спортом. Таким образом, услуга многофункционального центра может стабильно оптово продаваться на инвестиционной и всей постинвестиционной фазе, что принимается охотно кредиторами и инвесторами при расчете финансовой модели проекта. И это лишь один из примеров. Таким образом рассчитать доходность объекта, а значит, и платежеспособность его владельца по кредиту вполне возможно. Риски применения таких расчетов будут вполне сопоставимы с рисками при расчете любого другого инвестиционного проекта, так как востребованность в занятиях физической культурой и спортом будет возрастать.

Государственная поддержка таких проектов в тех или иных формах все равно будет осуществляться, но ее роль не является определяющей.

Анна Беличенко, председатель организационного комитета конкурса инвестиционных проектов «Ежегодная общественная премия «Регионы – устойчивое развитие»:

Сбербанком России с 2011 года проводится конкурс инвестиционных проектов «Ежегодная общественная премия «Регионы – устойчивое развитие», основной задачей которого является отбор региональных инвестиционных проектов с целью их представления к рассмотрению банкам и инвесторам для отбора к участию в реализации.

Применяемая к проектам участников конкурса модель «Схема взаимодействия при реализации проектов с госучастием» позволяет рассматривать бизнес-идею на ранней стадии формирования. Основным преимуществом такого подхода является фактор активного взаимодействия правообладателя проекта с банком, инвестором и органом исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого реализуется инвестиционный проект, что позволяет на ранней стадии структурирования проекта получить четкое понимание о возможных условиях кредитования и формах государственной поддержки проекта. Рассмотрение инвестиционного проекта по «Схеме взаимодействия» позволяет банку применять «Особые условия финансирования проектов с госучастием», предусматривающие следующие преференции:

  1. Для проектов с государственным участием увеличен срок кредитования до 15 лет при наличии государственной поддержки, соответствующей сроку кредитования, тогда как для проектов без государственной поддержки срок кредитования не превышает 10 лет.
  2. Для проектов с государственным участием снижен минимальный объем доли собственных средств заемщика до 30% от инвестиционного бюджета проекта, тогда как при кредитовании инвестиционных проектов без государственной поддержки доля собственных средств заемщика достигает 40% от инвестиционного бюджета проекта.
  3. Возможность поэтапного вложения собственных средств и при этом снижение доли собственных средств до 10% от инвестиционного бюджета проекта до даты выдачи кредита банком, тогда как при инвестиционном кредитовании проектов без госучастия до выдачи кредитных средств банком собственные средства должны быть вложены в проект в полном объеме.
  4. Возможность предоставления в залог права субаренды земельного участка, в случае если арендодатель – муниципальное образование или управляющая компания индустриального парка или иной аналогичной площадки, а арендополучатель – юридически связанная с инициатором проекта компания, тогда как при финансировании проектов без государственного участия в залог возможно предоставлять земельные участки, находящиеся в собственности/аренде у заемщика.
  5. Для проектов с государственным участием применяются сниженные процентные ставки за счет снижения уровня маржинального дохода банка при финансировании проектов с госучастием. При финансировании проектов без государственного участия при формировании уровня процентной ставки банк применяет стандартный уровень валовой маржи по сделке.
  6. Государственная поддержка может быть выражена в различных формах, в том числе административных и организационных.

Стоит обратить особое внимание на наличие кураторского сопровождения каждой конкурсной заявки, что позволяет правообладателю инвестиционного проекта не только ориентироваться в хитросплетениях регионального и федерального законодательства, но и планировать работу по структурированию проекта и выводу его в сроки и на параметры, соответствующие регламенту кредитующего банка и оптимальной форме государственного участия.

В рамках конкурса генерируются инициативы по созданию модели одного окна при работе с инвестиционными проектами. Для этого подготовлен проект федерального закона «О государственном координировании инвестиционной деятельности в Российской Федерации». Смысл предлагаемого закона заключается в создании единой системы отбора подготовки к реализации и реализации инвестиционных проектов при участии государственного инвестиционного фонда проектного финансирования в уставных капиталах, создаваемых с целью реализации проектов специальных компаний в качестве инвестора (до 30% от общей стоимости проекта) при обязательном условии продажи своей доли фондом правообладателю проекта на льготных условиях (до 10% годовых).

Инвестиционные проекты, связанные с созданием многофункциональных спортивных объектов и иных объектов, обеспечивающих занятие физкультурой и спортом, поступают на конкурс и успешно проходят конкурсный отбор.

Как рассказала Анна Беличенко, представитель Сбербанка России (оргкомитет конкурса «Ежегодная общественная премия «Регионы – устойчивое развитие»), банк рассматривает на общих основаниях проекты, связанные с созданием спортивных объектов с применением продуктов, разработанных для конкурса «Ежегодная общественная премии «Регионы – устойчивое развитие». Информация о продукте размещена на официальном сайте банка.

Процентные ставки по кредиту банка снижаются в зависимости от минимизации рисков проекта. Для банка главное – это срок окупаемости и гарантии строгого соблюдения заемщиком финансово-экономического плана проекта, в разработке и корректировке которого банк готов принимать активное участие совместно с потенциальным заемщиком.

 

Опубликовано на правах рекламы

Хотите опубликовать референс, интервью с экспертом своей компании или тест-драйв вашего продукта на нашем портале? Напишите нам об этом на media@sportengineering.ru

Также по теме:

09 Декабря 2017 Инвестиции в спортивную инфраструктуру станут привлекательней