Тема построения эффективной навигации логистических потоков всех посетителей спортивного объекта независимо от того, большой это стадион или районный ФОК, – задача хоть и важная, но часто отодвигаемая проектировщиками и строителями на задний план. Но не в нашем случае. Компания Sport ID Technology, выросшая из структурного подразделения компании «Магнум» в самостоятельного игрока на рынке рекламной продукции, полностью и вовремя обеспечивает потребности компании на каждом этапе реализации проектов и предлагает свои услуги и опыт другим игрокам рынка как в проектировании эффективной системы навигации, так и в ее производстве. О том, как важно передать спортивный объект его оператору в надлежащем виде, в чем специфика навигации для спортивных объектов и что необходимо учесть при построении эффективной системы информирования и навигации зрителей, мы беседуем с Алексеем Иванниковым, генеральным директором Sport ID Technology.
– Алексей, очень часто операторы спортивных сооружений находят недостаточной базовую систему ориентиров после первых же проведенных мероприятий на объекте и вынуждены ее дорабатывать. Почему это происходит?
– Как правило, это те случаи, когда все составляющие системы навигации разрабатывались специалистами, далекими от специфики спортивных объектов и бывающими на них лишь изредка. В ситуации с небольшими спортивными комплексами, которые предназначены лишь для тренировок, эти люди не представляют внутренней жизни объекта.
В случае с большими стадионами и ледовыми аренами все гораздо серьезнее. Здесь проходят и соревнования, и непрофильные массовые мероприятия – шоу, концерты. Соответственно, целевых групп (зрителей, спортсменов, официалов, представителей СМИ, персонала стадиона, служебного транспорта и т. д.) гораздо больше. Проектировщику системы навигации необходимо быть в курсе всех последних поправок в официальные инфраструктурные справочники международных федераций, которые посвящают теме навигации целые разделы. В них указано, что необходимо, чтобы на крупных спортивных объектах было обеспечено планомерное и беспрепятственное прибытие, перемещение и отъезд тысяч людей и транспортных средств в короткий промежуток времени. Система навигации и информирования зрителей напрямую связана с системой безопасности спортивного объекта, и любые просчеты в планировании способны привести к самым неприятным последствиям.
– С чего должно начинаться планирование системы навигации и информирования?
– Дизайн-проект должен начинаться с ландшафтно-визуального анализа и ситуационного плана с определения участков, откуда посетитель может увидеть все главные и второстепенные точки сооружения, и зон слабой видимости. Не стану перечислять все аспекты, но проведение ландшафтно-визуального анализа предполагает определенную, поэтапную последовательность действий, связанную с процессом проектирования. Затем необходимо исследование особенностей объекта. В результате этот важный этап даст понимание поведения различных групп посетителей объекта, их потребностей, нужд и требований; позволит разработать тот дизайн конструкций внешнего брендирования, который будет не только эффективным с точки зрения использования, но и эстетически приятным.
– На что важно обратить внимание при проектировании элементов внутренней навигации?
- Планируя интерьерные элементы системы информирования, важно помнить, что в определенные дни достаточно большое количество гостей спортсооружения может оказаться там впервые. На большом спортивном объекте речь идет о многотысячных людских потоках, а топология таких объектов достаточно сложная, и заблудиться может даже работник спортсооружения. Цепочка ориентиров должна быть непрерывной.
Следующий указатель должен появляться в зоне видимости сразу, как только посетитель прошел под знаком предыдущего. И так вся система навигации должна встречать посетителя спортобъекта задолго до входа в него и буквально вести его за руку до самого кресла с номером, обозначенным в его билете, а также помогать перемещаться внутри общественных зон. Без преувеличения можно сказать, что наличие ясной и достоверной системы указательных знаков на стадионе – это один из важнейших критериев безопасного проведения массовых мероприятий с участием десятков тысяч зрителей.
– Что общего в системах навигации крупных и небольших спортивных сооружений – без чего не могут обойтись ни те, ни другие?
– На всех основных подходах к спортивному объекту прибывающихгостей должны встречать информационные лайтбоксы. На крупных объектах – обязательно с навигационной картой и отметкой «Вы находитесь здесь». С помощью этой карты посетителям легко сориентироваться относительно своей текущей позиции на местности и понять, куда ему надо двигаться, чтобы попасть в нужное место спортивного объекта. На небольших спортивных объектах с одним входом лайтбоксы могут не иметь навигационной карты, но выполнять свою информационную функцию перечнем основных зон. Конструктив лайтбоксов – наружная реклама в виде светового короба – обусловлен тем, что работать эти навигационные указатели должны в любое время суток, зимой и летом, а значит, должны быть заметны издалека. Например, наша компания построила и оснастила системой навигации множество спортивных объектов на русском Севере. Как вы понимаете, световой день и световой год очень короткие в этом регионе и лайтбокс без подсветки здесь не принес бы реальной пользы.
Важно, чтобы используемая на информации лайтбоксов система цветовой идентификации зон совпадала с той цветовой схемой идентификации трибун, которая используется в билетнойпрограмме и, соответственно, будет указана на билетах. Если в спортсооружении есть зоны, предназначенные для особых целевых групп – для прессы, например, или маломобильных групп – то они также должны иметь особые обозначения. На них рекомендуется использовать устоявшиеся на международном уровне и понятные всем пиктограммы и символы.
– Какой объект вы можете привести как недавний пример из опыта создания систем навигации для спортобъектов?
– Хочу привести в пример недавно сданный в эксплуатацию бассейн «Пуровский» в городе Тарко-Сале. Одной из основных задач было создание тщательно продуманной системы навигационных и информационных указателей для зрителей – с крупными, четкими и яркими надписями в интерьере и экстерьере. Результатом стала удобная система навигации, обеспечивающая легкий доступ ко всем объектам, которые расположены на самом спортобъекте и на прилегающей территории. Также были выполнены работы по оформлению фасадов, въездных групп, зоны ресепшен и по разработке других элементов фирменного стиля.
Беседовал Валентин Катаев
@Sportengineering