На SPOBIS в основном собираются участники из Германии – представители лиг, клубов, федераций, агентств, есть участники из других стран Европы, Индии, Китая, совсем немного из США. Из российских делегатов, судя по всему, были только мы.

На SPOBIS все рационально и разумно. Здесь нет дорогущих светодиодных экранов и огромных декораций, заполняющих все пространство форума. В этой конференции главное – это контент и нетворкинг, остальное – фон.

Контент конференции четко делится по формам подачи. Главный поток SPOBIS проходит в огромном зале на несколько тысяч человек. Основные форматы потока – это интервью на сцене и дискуссия. Никаких презентаций и кейсов. Выступают только топ-менеджеры и ключевые фигуры немецкого спорта и спортивного бизнеса. Среди них глава Немецкого футбольного союза Рейнхард Гринхель, президент мюнхенской «Баварии» Ульрих Хёнесс, вице-президент Mercedes по маркетингу Йенс Тимер и многие другие.

В целом выступления в основной аудитории носили футуристический налет. Начиная с обсуждения EURO-2024 и заканчивая темой развития Бундеслиги все говорили о надвигающихся переменах, о будущем.

В отличие от российских обсуждений в области спортивного маркетинга (да и не только в этой сфере) здесь очень часто звучат слова об экономическом буме, о заполненных трибунах. У нас, к сожалению, красной нитью через все обсуждения проходит отсутствие или недостаток денег от спонсоров, билетов или телеправ. Здесь, на SPOBIS, иные акценты – конкуренция с другими лигами Европы, дополнительные доходы с лояльной аудитории, соотношение доходов клубов и агентств (таких как Lagardere) и т. д.

Почти в каждом интервью и дискуссии подчеркивалась важность развития детского футбола.

Всего шло параллельно шесть секций в залах, включавших от 150 до 1000 человек. В рамках этих потоков были использованы совершенно разные конференционные форматы: авторские презентации, кейс-сессии, панельные дискуссии и т. д. Спрос на отдельные темы был настолько велик, что на некоторые секции (например, Digital and Sponsorship) было просто не попасть в зал.

Рынок немецкого спортивного маркетинга, в первую очередь спонсорства, тесно связан с деятельностью маркетинговых спортивных агентств, таких как Lagardere, Nielsen, Jung von Matt. И это важнейшее отличие от рынка российского, в котором пока лишь единицы российских клубов и федераций полноценно сотрудничают с агентствами и практически нет примеров, когда маркетинговые функции почти полностью передаются на аутсорсинг. Иногда на SPOBIS возникало ощущение, что персонал некоторых агентств присутствует на конференции в полном составе. Например, делегатов с бейджиком Lagardere было точно больше 30.

Ключевые практические темы SPOBIS в этом году – спонсорство, диджитализация спорта, CRM и Big Data в работе с болельщиками, медиаконтент и бродкастинг. Превалирующие виды спорта в обсуждениях – футбол (конечно, с большим отрывом), гандбол, баскетбол, волейбол, хоккей на льду. Я не увидел в программе неигровых видов спорта, если не считать автоспорт.

Значительное внимание в рамках деловой программы было уделено международной экспансии немецких футбольных брендов. В программе принимали участие руководители агентств из Индии и Китая, в рамках своих выступлений они приоткрывали секреты собственных бурно развивающихся спортивных рынков.

Стадионная тематика была одной из важных в обсуждениях на SPOBIS. В первую очередь речь шла о реновации домашних стадионов таких клубов, как «Дармштадт 98» и «Герта». Вопросы, связанные с чемпионатом мира по футболу – 2018 в России, затрагивались не так часто. Немцы гораздо больше были озабочены своей заявкой на EURO-2024, чем ближайшим мундиалем.

Самое потрясающее в конференции SPOBIS – это, конечно, общение, нетворкинг. Нет лучшего места и времени, где можно было бы в считаные часы познакомиться со всеми ключевыми фигурами немецкого спортивного бизнеса и спорта в целом. Холлы конгресс-центра Дюссельдорфа с утра до вечера бурлят как муравейник, тысячи людей знакомятся друг с другом, встречаются с коллегами, решают проблемы и заряжаются энергией на год вперед. Российским спортивным менеджерам стоит побывать здесь хотя бы один раз в жизни!

 

Автор: Артем Милаков