Video Assistant Referee– видео помощник судьи. Казалось бы, всё ясно и понятно, но в реальности, за этой небольшой аббревиатурой, кроется сложнейший и дорогостоящий технологический процесс. 

Есть три варианта внедрения VAR. У всех трёх есть свои плюсы и минусы. Не все схемы применимы в той или иной стране и лиге. Для того, чтобы рассказать о каждом из них, нужно понять несколько фундаментальных вещей. 

Судья в комнате VAR должен иметь доступ к такой же картинке как и зритель!

Вот где собака зарыта. Это фундаментальное требование, которое скрывает за собой весь громадный геморрой с внедрением системы. В комнате VAR должны выводиться картинки со всех камер основного вещателя! То есть, недопустима ситуация, когда режиссёр трансляции показывает крупно и хорошо спорный момент в повторе, миллионы телезрителей видят это, а судья не может увидеть, потому что у него нет доступа к этой камере. И вот конкретика – МатчТВ снимает РПЛ используя от 12 до 24 камер. Да – какая то часть этих камер это, так называемые, "beauty cameras" – камеры, которые нужны только для красивой картинки и они могут быть даже не направлены на поле – например дирижабль парящий над стадионом снимающий приезд клубных автобусов, площадь перед стадионом и общую красивую панораму. Или камеры которые направлены на трибуны и показывают только эмоции болельщиков. Но не менее 10 из них всё равно смотрят на поле и на игру. И вот доступ к каждому видео потоку должен быть у судьи в комнате VAR. 
Помимо камер основного вещателя, VAR может использовать и дополнительные камеры, которые устанавливаются отдельно и доступ к их видео потокам будет уже только у видео судьи. Но это необязательное условие. РИСУНОК 1

VAR – это полноценный дополнительный судья в игре. 

То есть, в комнате VAR где отсматривают повторы и потом наиболее удачные передаются обратно на стадион, чтобы судья на бровке смог рассмотреть эпизод в деталях, помимо технических специалистов, сидят судьи, у которых должна быть определённая подготовка и лицензия на такую работу. Соотвественно, если мы хотим внедрить систему в рамках лиги – нам нужно подготовить необходимое количество судей и их ассистентов для этой работы.

Минимальное количество камер для работы VAR – четыре.

Можно больше, но меньше нельзя. То есть, в ФНЛ, которую мы снимаем на 4 камеры вполне может внедрить систему VAR и использовать эти 4 потока для помощи судьи. А вот на Чемпионате Мира по футболу на каждой игре было задействовано более 30 камер и картинки с 20 из них отправлялись в судейскую комнату. РИСУНОК 2

Опытный читатель уже понимает, что основная сложность проекта – это доставка сигнала.

Затраты на внедрение VAR грубо делятся на три части:
– железо;
– передача сигнала;
– обучение и работа персонала.

Давайте разберёмся какие есть варианты для внедрения VAR в лигу.

1. Создание VAR-комнаты на каждом стадионе.
На каждом стадионе устанавливаются дополнительные камеры, которые вместе с сигналом основного вещателя заводятся в специально оборудованную комнату на стадионе. 
Это рабочий вариант для закрытых лиг типа МЛС или НХЛ и когда стадионы принадлежат клубам. Но когда состав лиги меняется, клубы вылетают и входят новые, когда стадионы не принадлежат клубам и нет ответственных за дорогостоящее оборудование – вариант не рабочий. То есть, в наших российских реалиях, этот вариант нам не подходит. 

2. Создание единой комнаты VAR для всех матчей лиги.
Комната VAR организуется при футбольной федерации (РФС), так как судейский комитет это зона ответственности федерации. Эта комната оснащается всем необходимым оборудованием и туда заходят все сигналы со всех стадионов лиги. И вот тут основная проблема. Сигнал должен придти в эту комнату, быть обработан специалистами VAR, а потом уйти обратно на стадион и быть выведеным на экран судьи на бровке поля. Чистый сигнал от каждой камеры со стадиона весит очень много и перед отправкой его надо сжать, далее сжатый сигнал через спутник приходит в комнату VAR, где распаковывается и выводится на мониторы судей. Судьи оперативно выбирают наиболее хорошие ракурсы и повторы, обрезают картинку и отправляют её обратно на стадион, картинка опять сжимается и возвращается через спутник в ПТС и выводится уже на экране, который стоит у кромки поля для судьи.
Для наглядности ловите схематичную картинку как это работает: РИСУНОК 3

И вот тут основная сложность – нужно в кратчайшие сроки (несколько секунд) перегнать через спутник огромный объём траффика. Судья не может останавливать игру на несколько минут – у него есть 30-50 секунд (в идеале) для просмотра и принятия решения. 
Мы приблизительно прикидывали с МатчТВ порядок стоимости только трафика – при такой схеме это около 100 миллионов рублей за сезон (180 игр). 

Так же, есть ряд других проблем – например, последний тур, когда все матчи начнутся в одно время и где цена ошибки громадна. Решения и тут есть, просто дорогие. 

Именно по такой схеме работал VAR на Чемпионате Мира по футболу в 2018 году. Только с одной разницей – не была задействована спутниковая связь. Это первый Чемпионат Мира по футболу и спортивное событие такого уровня, когда вопрос передачи сигнала был полностью решён наземными каналами связи. Для реализации этого проекта, МинСвязи и Оргкомитет проделали колоссальную и очень сложную работу, но все стадионы были соединены широчайшими каналами связи, а сама комната VAR с судьями располагалась в Крокусе. Но для РПЛ это не применимо, так далеко не все стадионы участвовали в ЧМ, соответственно не у всех есть возможность такой доставки сигнала. РИСУНОК 4

3. Мобильная комната VAR.
На игру приезжает специально оборудованный трейлер/контейнер с комнатой VAR. Всё необходимое оборудование и железо внутри. Судьи на игре работают внутри. Видео-потоки передаются из ПТС основного вещателя напрямую туда минуя все спутники и дата центры. После игры, всё собирается и уезжает.

Единственная компания в мире, которая сегодня может полноценно реализовать подобный проект – компания HAWK-EYE, это дочка компании SONY, которая начинала 20 лет назад с тенниса, а сегодня, используя все мощности и возможности гиганта SONY, предлагает то, что больше никто в мире предложить пока не в состоянии. Одна проблема – дорого. Очень дорого. Мобильная комната VAR могла бы быть применима в маленьких европейских странах, где расстояния между стадионами мизерные и одну мобильную станцию можно использовать несколько раз в одном туре. В реалиях Руси-матушки, где на выезд нужно порой лететь 10 часов на самолёте – это непомерно дорого. Но именно такое решение сейчас используется в Кубке России. Там всего 5 игр и нужно всего 2 станции для работы, но надо понимать, что это больше имиджевая история для РФС сегодня. На постоянную работу в сезоне РПЛ разрабатывается схема №2. И на сегодняшний день, там вопросов намного больше, чем ответов, насколько мне известно. 

Иван Катанаев